Общие приоритеты оздоровительной работы ДОУ.
1. Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному здоровью как единому целому: расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма / повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям/.
2. Закрепление педагогом /медиком/ эффектов отдельных оздоровительных мер в виде контрастных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
3. Формирование психической /произвольной/ регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения
4. Воспитание у ребенка способности к самосозиданию-«творению» собственной телесной организации в посильных для него формах.
5. Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям
6. Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
7. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия взрослых и детей.
Модель оздоровительного режима
Оздоровительные мероприятия |
Особенности организации |
Прием детей на воздухе |
Ежедневно, до -15 С |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно 6-15 мин |
Воздушно-температурный режим: - в группе - в спальне |
Ежедневно +18…+20 С +16…+18 С |
Сквозное проветривание |
не менее 10мин., каждые 1,5 часа до +14…+16 С |
Одежда детей в группе |
Облегченная |
Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна |
Ежедневно, по мере пробуждения детей, 5-10 мин.
|
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно, не менее 2 раз в день |
Целевые прогулки, походы |
1 раз в 3 мес., начиная с 4 лет |
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста:
1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
2. Утренняя гимнастика
3. Постепенное обучение полосканию рта
4. Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
5. Оптимальный двигательный режим
6. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
7. Фитонциды (лук, чеснок)
8. Сон без маек
9. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
10. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
11. Обмывание прохладной водой рук до локтей.
12. Мытье ног перед сном.
2 младшая группа:
1. Приём детей на улице (в теплое время года)
2. Утренняя гимнастика в группе
3. Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина.
4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
6. «Чесночные» киндеры
7. Фитонциды (лук, чеснок)
8. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
9. Оптимальный двигательный режим
10. Сон без маек
11. Дыхательная гимнастика в кровати
12. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
13. Закаливание: Ритмичный бег босиком из спальни в музыкальный зал и обратно.
14. Элементы обширного умывания
15. Мытье ног перед сном.
Средняя группа:
1. Приём детей на улице (в теплое время года)
2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
3. Полоскание полости рта после каждого приема пищи
4. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
6. Чесночные «киндеры» (с октября по апрель)
7. Фитонциды (лук, чеснок)
8. Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
9. Оптимальный двигательный режим
10. Сон без маек и подушек
11. Дыхательная гимнастика в кроватях
12. Закаливание: Ритмичный бег босиком из спальни в музыкальный зал и обратно.
13. Обширное умывание, ходьба босиком
14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
15. Мытье ног перед сном.
Старший дошкольный возраст:
1. Приём детей на улице (в теплый период года)
2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
3. Полоскание полости рта после каждого приема пищи
4. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
6. Чесночные «киндеры»
7. Фитонциды (лук, чеснок)
8. Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
9. Оптимальный двигательный режим
10. Сон без маек и подушек
11. Дыхательная гимнастика в кроватях
12. Закаливание: Ритмичный бег босиком из спальни в музыкальный зал и обратно. Растирание тела махровой рукавицей .
13. Обширное умывание, ходьба босиком
14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
15. После полдника полоскание полости рта отварами трав.
16. Мытье ног перед сном.
17. Оздоровительный бег на воздухе.
Организация двигательного режима.
Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.
Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности